1. SKIP_MENU
  2. SKIP_CONTENT
  3. SKIP_FOOTER

Надежду на избавление от звона в ухе может дать Моцарт

Недавние разработки американских и немецких ученых однозначно выводят на принцип лечения звона/писка/шума в ушах при помощи перепрограммирования клеток аудиторного кортекса или слухового участка коры головного мозга.

При этом сами подходы несколько отличаются. Немцы идут по пути нейромодуляции: запатентованный  метод координированного сброса основан на создании специальной мелодики, которая возвращает вошедшие в резонанс синхронизированные и чрезмерно возбужденные клетки слуховой коры в нормальное состояние. Американцы используют для этой же цели музыкальную терапию для лечения тиннитуса: музыку обрабатывают специальным образом – из нее вырезают частоты того звука, который слышит человек с тиннитусом.

Вместе с тем, уже давно независимо от исследований, связанных с лечением тинниутса, развивается такой психотерапевтический метод как музыкальная терапия, основанная на воздействии музыки Моцарта. Ряд ученых всерьез долгое время изучали именно эту музыку как лечебный фактор для лечения различного рода психосоматических расстройств. В США и Европе существует целое научное направление - музыкальная терапия.

Установлено, что музыкальная терапия улучшает социальные и межличностные взаимодействия, аффективные, когнитивные и поведенческие реакции. Исследования показывают, что музыкальная терапия является эффективным средством снижения мышечного напряжения и чувства тревоги, она также обладает успокоительным действием и способствует развитию чувства сплоченности в коллективе.

В отношении физиологического механизма воздействия музыкальной терапии существует множество теорий. При этом большинство исследователей сходятся в том, что по своему терапевтическому эффекту с музыкой Моцарта не может сравниться никакая другая. Существует несколько свидетельств и того, что музыка Моцарта способствует уменьшению шума в ушах.

Уникальность именно этой музыки, вероятно, объясняется двумя факторами. Во-первых музыка Моцарта очень мелодична и легка для восприятия, т.е. в отличие от другой классической музыки ее комфортно слушать даже человеку, ухо которого не привыкло к восприятию классики. Во-вторых, в этой музыке превалируют высокие частоты и их переходы, т.е. по сути там естественным образом присутствуют те же самые гармоники, которые генерируются Акустическим нейромодулятором .

Однако, проверка данной теории на пациенте дала прямо противоположные результаты. После прослушивания музыки Моцарта уже через несколько минут высокочастотный тиннитус усилился, более того, появился высокочастотный звон в здоровом ухе. Эксперимент был срочно прекращен и после немедленных стандартных упражнений для снижения тиннитуса (наклоны головы в стороны без поворотов) через пять минут звук в ухе у пациента вернулся в исходное состояние.

Такой результат можно пояснить опять таки, преобладанием в музыке высоких частот, которые, по всей видимости, в значительной степени совпадали с внутренним звуком и начали входить с ним в резонанс. Их этого можно было бы сделать вывод, что пациентам с высокочастотным тиннитусом прослушивание музыки Моцарта, наоборот, категорически противопоказано. Тем не менее, это дает наводку на наиболее подходящую музыку для использования в качестве «прореженной» музыки. Можно сделать предположение, что если убрать из музыки Моцарта частоты тиннитуса пациента, то это будет на порядок эффективнее «любой музыки» как предлагают американские исследователи Калифорнийского института Беркли, поскольку она содержит значительно больше тональных переходов в диапазоне высоких «тиннитусных» частот.